Содержание прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)
Права на средства индивидуализации участников оборота и результатов их деятельности в той или иной мере относятся к группе личных неимущественных прав. Например, право на фирму органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием.
В то же время любое средство индивидуализации нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.
Субъективное право на средство индивидуализации носит как правило исключительный характер, т. е. владелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Право на средство индивидуализации относится к числу абсолютных прав, т. е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.
Право на фирму заключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под собственным фирменным наименованием. Под своим фирменным наименованием лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои имущественные или неимущественные права и т. д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах и т. п.
Право на товарный знак дает его обладателю возможность неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров.
Право на наименование места происхождения товара в своих основных чертах совпадает с содержанием права на товарный знак. Однако есть и отличия. Во-первых, данное право не носит исключительного характера, так как оно может быть предоставлено любому заинтересованному лицу.
Право на средства индивидуализации может иметь как бессрочный характер (право на фирму), так и срочный (право на товарный знак, срок действия которого продлевается каждый раз на 10 лет). Однако, приобретя в установленном порядке бессрочное право, владелец может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, только до тех пор, пока существует сам субъект права, и средство индивидуализации соответствует предъявляемым к нему законом требованиям.
Особенностью права на средство индивидуализации является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности владельца. Лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, с собственным товарным знаком и т. п., но и обязано это делать. Данное правило закона установлено в интересах других участников оборота и потребителей, которые вправе знать, с кем они имеют дело.
Средства индивидуализации его обладателя, являясь объектом исключительного права, могут быть использованы только с согласия правообладателя (ч. 2 ст. 138 ГК РФ). Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный ст. 1027 ГК РФ.
В то же время право на фирму является правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель.
Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.
Отчуждение права на товарный знак может происходить в полном объеме, либо это право может быть передано не в отношении всех товаров, для которых он зарегистрирован, а только для части их. Товарный знак может быть передан только лицу, которое вправе им обладать.
чае отказа правообладателя от права на товарный знак; если регистрация товарного знака была произведена с нарушением требований, установленных законом; превращение товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
Определенные отличия имеются и в основаниях прекращения права на наименование места происхождения товара. Причинами аннулирования регистрации данного объекта промышленной собственности дополнительно выступают исчезновение характерных для географического объекта условий производства товаров с особыми свойствами, а также утрата товаром особых свойств, указанных в Реестре наименований мест происхождения товаров РФ в отношении данного наименования.
Кроме того, действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара прекращается в случае: утраты товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара; ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя — обладателей свидетельства; истечения срока действия свидетельства; подачи обладателем свидетельства соответствующего заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Похожие работы:
- Содержание прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) Права на средства индивидуализации участников оборота и результатов их деятельности в той или иной мере относятся к группе личных неимущественных прав. Например, право на фирму органически связано с д...
- Понятие и правовой режим средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) Юридические лица испытывают необходимость в индивидуализации себя как субъекта гражданского оборота, а также отдельных сторон или результатов своей деятельности. Тому есть несколько причин. Потребнос...
- Защита прав на средства индивидуализации В настоящее время нарушения прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота стали все более частыми. Например, к наиболее распространенным нарушениям права на наименование относятся...
- Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг Поскольку любое коммерческое предприятие преследует в качестве одной из главных целей получение максимально возможной прибыли, то оно должно планировать и управлять процессом сбыта продукции, выполнен...
- Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) Производство предназначено для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей людей. В этом процессе потребляются основные и оборотные средства, а также...